Выстаўка дасягненняў суверэннай Беларусі “Мая Беларусь”

Вярнуцца да падзей
28 снежань

28 декабря 2024 года в Минском международном выставочном центре открылась выставка «Моя Беларусь», отражающая достижения суверенной Беларуси. На выставке представлены экспонаты, демонстрирующие культурное наследие Гродненской области во всём его богатстве и многогранности. Оно раскрывается в разных направлениях своего развития: ГРОДНЕНЩИНА ФЕСТИВАЛЬНАЯ, ГРОДНЕНЩИНА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ, ГРОДНЕНЩИНА ИСТОРИЧЕСКАЯ, ГРОДНЕНЩИНА НАРОДНАЯ.

 

 

 

И.К. Родкевич. Композиция “Игры с цветом”.

Шамот, пигмент, формовка, обжиг, лепка. Гродно, 2012 г.

Модули состоят из слоёв разноцветной шамотной массы. Слои в основном размещены горизонтально. Все цвета в композиции гармонично сочетаются и создают цельный колорит. Очень простая, строгая форма модулей позволяет сосредоточить внимание зрителя на цветовом решении, ритме и фактуре, которые ассоциируются с природным ландшафтом. Цвет и пластика линий привносят лиричность в строгую геометризированную форму произведения.

И.К. Родкевич. Композиция “Жёрнов”.

Шамот, фарфор, авторская техника. Гродно, 2019 г.

Произведение представляет собой авторскую интерпретацию образа жёрнова. Автор выбирает за основу лаконичную форму колеса, которое разделяется на три части в виде секторов. Основной элемент – это сектор колеса, занимающий его большую часть, выполненный из шамота. Два элемента белого цвета – фарфоровые, ажурные, с выразительной фактурой. Композиция отличается сочетанием разнохарактерных фактур, сопоставлением хрупкости фарфоровых элементов и монументальности шамотной формы. Автор обращается к теме труда человека, его связи с природой, подчинению жизни человека природным циклам. Произведение отождествляется с колесом как символом постоянного непрерывного движения времени.

В.С. Мурахвер. Композиция “Городище”.

Стекло красное, зелёное, бесцветное, выдувание в форму. Берёзовка, стеклозавод “Неман”, 1975 г.

Декоративная композиция состоит из трёх одинаковых по форме предметов из красного, зелёного и бесцветного стекла. Каждый элемент представляет собой конструкцию, которая за счёт впадин и выпуклостей имитирует кирпичную стену. Завершается конструкция большим грушеподобным куполом с круглым отверстием сверху.

В данной композиции автору удалось средствами пластики и цвета создать яркий запоминающийся образ, в котором чувствуется романтизация старины, элегическая философичность прошлых столетий.

Л.М. Мягкова. Композиция “Жизнь побеждает”.

Стекло бесцветное, стекло чёрное, гута, матирование, налеп. Берёзовка, стеклозавод “Неман”, 1995 г.

Произведение состоит из четырёх элементов в виде гильз, патрона с краями, словно разорванными взрывом, и перевёрнутой каски. По ним мирно прыгают птицы и белки, вьются ветви и распускаются листья. Автор показывает победу жизни над смертью, возрождение мирной жизни после войны.

С.Я. Раудвеэ. Композиция “Архитектоника. Красно-синий”.

Стекло красное, синее, гута. Берёзовка, стеклозавод “Неман”, 1968 г.

Композиция является воплощением архитектурных образов прошлого, навеянных воспоминаниями автора о родном городе Таллине. Лаконичный и сдержанный набор строго конструктивного стиля выполнен в двух основных цветах – синем и красном.

И.С. Бартосик. Ваза и блюдо.

Гута, стекло накладное. Берёзовка, стеклозавод “Неман”, 1970-е гг.

Выразительность вазы и блюда достигается за счёт контрастного цветового сочетания дымчатого зеленого и красного стекла. Набор выделяется строгостью линий, геометризацией формы, ритм широких граней придаёт изделиям монументальность.

Л.М. Мягкова. Ваза “Сад”.

Стекло зелёное, гута, матирование пескоструйной обработкой. Берёзовка, стеклозавод “Неман”, 1960-е гг.

Рельефный декор в виде стилизованных цветов и листьев, форма которых предельно обобщена, в сочетании с определённым зелёным оттенком стекла и замысловатым преломлением света, проникающим сквозь грани рельефа, создают образ летнего цветущего сада.

А.Ф. Федорков. Композиция “Цветы Понеманья”.

Стекло бесцветное, стекло сульфидное, гута. Берёзовка, стеклозавод “Неман”, 1978 г.

В пространственно-пластической композиции “Цветы Понеманья” воспевается образ цветущей животворящей природы нашего края. Через сочетание точно выверенной изящной формы с плавно изгибающимся ритмом линий (сульфидные нити) автор добивается совершенного пластического решения скульптурных форм. Сердцевины цветов шарообразной формы, выполненные из прозрачного стекла, напоминают капли росы, символизируют свежесть и пробуждение.

С.Н. Янковский “Коложа”

Фанера, холст, восковые краски, энкаустика. Гродно, 2003 г.

Все изобразительное пространтство картины занимает фрагмент северной стены Борисоглебской церкви (Коложи), древнейшего архитектурного памятника XII века в городе Гродно. Композиция строится на сочетании кирпичной кладки и выложенных разноцветными камнями сакральных символов. Автор разрабатывает свою формулу представления древнейшего храма как центрального связующего звена между поколениями.

Коложа считается одним из самых старых действующих храмов Беларуси, с 2004 года она включена в число кандидатов в список ЮНЕСКО.

В.Д. Щербаков “Старый Гродно”

Холст, масло. Гродно, 1985 г.

роизведение представляет собой городской пейзаж, который выполнен в стилистике сурового реализма. Композиция монументальная, динамичная, строится на основе вертикальных линий. Обобщённые формы моделируются  чётко выверенными мазками. Насыщенный колорит построен на сочетании напряжённого красного со сдержанными серыми и бежево-коричневыми оттенками. Этими художественными средствами автор передаёт лирико-эпический характер города.

В.С. Мурахвер “В художественной студии”

Холст, масло. Берёзовка, 2010 г.

Картина выполнена ведущим художником стеклозавода “Неман” Владимиром Мурахвером. Его наследие составляют не только авторские изделия из стекла, но и многочисленные живописные и графические произведения. Художник вёл активную общественную деятельность, был инициатором создания детской студии изобразительного искусства в Берёзовке и её руководителем. Эпизод из жизни художественной студии послужил основой для создания данного произведения. Картина выполнена в характерной для художника манере пастозного письма. Созидательное творческое начало воплощено на картине через детские образы. Яркая насыщенная обстановка студии акцентирует внимание на портретах детей, подчёркивая их чистоту и непосредственность.

И.К. Родкевич. Декоративная композиция “Понеманье зимой”

Шамот, фарфор, массы цветные, обжиг. Гродно, 2009 г.

Панно, состоящее из трёх керамических плиток с изображением Принеманской зимней природы, выполнено из нехарактерного для создания пейзажных изображений материала – шамота. Сложный ритм деликатно окрашенных шамотных масс, богатая фактура, декоративная выразительность создаёт обобщённый стилизованный образ родного края.

В.К. Казаков “Оттепель. Богородичный монастырь”

Холст, масло. Гродно, 2007 г.

Излюбленным мотивом полотен Владимира Казакова являются виды города Гродно. На данной картине изображён архитектурный памятник города Гродно ‒ Рождество-Богородичный монастырь, находящийся в историческом центре города. Художник не просто изображает памятник архитектуры, а создаёт особое ностальгическое настроение зимнего городского пейзажа.